Ему покорилось небо!

К 90-летию со дня рождения С.С.Иванова, заслуженного работника народного хозяйства ЯАССР, отличника Аэрофлота СССР, депутата Верховного Совета СССР 9 созыва, одного из первых летчиков-нюрбинцев.

Семен Семенович Иванов родился 1 сентября 1930 г. в с.Антоновка Нюрбинского района. Детство и юность  его пришлись на военные и послевоенные тяжелые годы и  Семен сполна хлебнул, как и все его сверстники, тягот того времени. Но несмотря ни на что  его, деревенского мальчишку, всегда  манило небо и после окончания Нюрбинской средней школы,  долго не раздумывая, подал документы в Бугурусланское летное училище. 

С.С. Иванов — командир вертолета МИ-1.
1957 год

50-ые годы 20 века это грандиозные открытия  знаменитой Амакинской геологоразведочной экспедиции, базировавшейся с 1953 г. в Нюрбе,  и как следствие этого — создание 192-го Нюрбинского авиапредприятия, куда и приехал на работу в 1954 г. новоиспеченный летчик Семен Иванов. Поначалу летал на самолетах ПО-2, ЯК-12. 

С 1957 г. С.С.Иванову, как одному из самых способных пилотов, первому в подразделении доверили полеты на вертолете МИ-1, обслуживавшем геологические партии АмГРЭ, проводившей разведку недр Якутии. Когда в авиапредприятии появился более мощный вертолет – МИ-4 Семен Семенович осваивает и его, и вскорости летает на нем уже в качестве командира, а затем и на МИ-6.

Первые нюрбинские летчики-саха: Николай Иванов (первый авиатехник), Николай Кириллин, Афанасий Тихонов, Василий Иванов, Семен Иванов.

Как записано в справке Нюрбинского ОАО – «Командир вертолета МИ- 6  С.С.Иванов допускается к полетам в сложных метеорологических условиях, транспортировке грузов на внешней подвеске. Летчик высокого класса не раз выполнял ответственные задания в критических ситуациях, проявляя при этом мужество и хладнокровие. Вертолет, пилотируемый тов. Ивановым С.С., вовремя доставляет необходимое оборудование для строителей Вилюйской гидроэлектростанции, для алмазодобытчиков, его хорошо знают разведчики природного газа, работники геологических экспедиций, жители отдаленных совхозов».

У самолета ПО-2. Слева Александр Смирнов — сантехник, Юрий Карновский — пилот, Семен Иванов — пилот, Григорий Пудов — авиатехник. 1955 год.

Если уточнить про моменты проявления мужества и хладнокровия, то разбирая его личный фонд, хранящийся в нашем музее,  я нашла статью ведомственной газеты Якутского управления гражданской авиации «78 секунд мужества», где описывается ЧП с вертолетом МИ-6  в полете, произошедший 7 февраля 1971 года. Для справки — МИ -6 по сравнению с другими вертолетами намного сложнее по устройству, намного мощнее, но и его сумел покорить наш якутский парень Семен Иванов. Но тот же вертолет устроил ему «экзамен» на умение быстро и грамотно принимать решения и действовать, как написал Н.К.Бекурин,  в то время зам. командира авиапредприятия. Приведу небольшой отрывок: «При полете с грузом по маршруту Мирный-Айхал на высоте 1500 метров в двигателе возник пожар, который распространился внутрь грузового отсека. Экипаж по распоряжению командира  С.С.Иванова прилагал все усилия к тому, чтобы потушить огонь. Одновременно шел поиск площадки для посадки вертолета. Принятые против огня меры оказались тщетными и пожар проник в кабину. Вертолет резко пошел на снижение. Хоть бы дотянуть до попавшегося по курсу аласа. Вот под вертолетом проносятся верхушки деревьев, он благополучно приземляется и слышится команда командира  — покинуть машину! Да, конечно, жаль, когда гибнет такая техника, но сделать ничего нельзя, чтобы спасти ее. Высокая выучка, умение действовать в сложной обстановке помогли С.С.Иванову спасти экипаж от гибели». Вот таким сухим протокольным языком описан этот случай. Но не это ли не пример мужества, хладнокровия, самообладания  и ведь самое главное достигнуто – спасен экипаж, они все живые и невредимые вернулись домой! Вот их имена – бортрадист А.П.Ефименко, 2-ой пилот Г.М.Куст, штурман А.Г.Шушарин, бортмеханик Г.И.Крысенко и командир С.С.Иванов.

Задание к полету. 1958 год.

В 1973 г. экипаж С.С.Иванова был признан лучшим по Якутскому УГА. Еще один момент из трудовой биографии летчика Иванова. В 1969 г. в составе экипажа МИ-6 (командир Д.Данько, пилот С.Иванов) принял участие в установке, впервые в мире при помощи вертолетной техники,  84-метровой телевышки в районе г.Братска. Экипаж с задачей справился блестяще.

Буклет 10-й сессии Верховного Совета СССР

В 1974 г. С.С.Иванов был избран депутатом Верховного Совета СССР 9 созыва, состоял членом комиссии по транспорту и связям Совета национальностей. В то время он очень много сделал для республики. Я помню, как в 80-ые годы рассказывали, что будучи депутатом Семен Семенович добился финансирования проекта реконструкции и бетонирования полосы аэропорта Нюрба, но уже в республике волевым решением эти средства были переброшены на реконструкцию другого аэропорта. Но ничего не поделаешь, ведь С.С.Иванов был депутатом от всей Якутии и  отстаивал интересы всей республики.

Я привела  лишь некоторые моменты большой трудовой биографии Семена Иванова, летчика, мастера своего дела, труженика. История жизни и деятельности С.С.Иванова займет свое достойное место в новом реконструированном музее и надеемся, что это будет хороший пример для всех мальчишек и девчонок, мечтающих покорить небо. Ведь ему оно покорилось, простому парню из Нюрбы!

А.А.Туманова

С сыном Славиком в г. Волгоград
февраль 1970 года
Снимок 1974 года
Правительственная телеграмма
депутату Верховного Совета СССР С.С. Иванову
На слете ветеранов п. Нюрба